Средства лечебной физической культуры

07.09.2010 812 0.0 0

К средствам ЛФК относятся различные физические упражнения: гимнастические, прикладного типа (ходьба, бег, метания и т. д.) игры и спортивные упражнения, прогулки, терренкур (восхождение), экскурсии, туризм, естественные факторы природы (солнце, воздух и вода).

Средства лечебной физкультуры

Главное место занимают гимнастические упражнения. Они способствуют правильному подбору и дозировке физических упражнений. Чаше всего применяют порядковые и строевые упражнения, которые организуют и дисциплинируют больных (построения, повороты, ходьба и т. д.). Применяются упражнения со снарядами (гантели, палки и т. д.).

Упражнения на сопротивление (с партнером), расслабление, корригирующие (исправляющие упражнения для выработки правильной осанки и исправления деформаций), дыхательные упражнения на снарядах.

Большое место в занятиях ЛФК уделяется дыхательным упражнениям. Они применяются при многих заболеваниях, особенно при болезнях органов дыхания и кровообращения.

Дыхательные упражнения подразделяются на статические (без движения рук, ног, туловища в состоянии покоя) и динамические. Различают дыхание брюшное или диафрагмальное, грудное и полное, глубокое или смешанное дыхание. Полное дыхание - дыхание с участием диафрагмы и всей грудной клетки.

Формы ЛФК

Приводим основные формы ЛФК:

  1. Гигиеническая гимнастика - комплекс общеукрепляющих упражнений для лежачих или ходячих больных (6-8 упражнений в течение 12-15 мин), подбирают группы с различными заболеваниями.
  2. Лечебная гимнастика - занятие для одного больного, чаще лежачего или для группы ходячих больных. Комплекс упражнений включает упражнения общетонизирующего воздействия на организм и специальные упражнения в зависимости от заболевания. Длительность занятия 10-50 мин. Можно проводить и самостоятельные занятия с больными, которые разучивают упражнения с инструктором и выполняют их под контролем медицинской сестры.
  3. Игры широко применяют на курортах, в санаториях и в детских учреждениях (волейбол, баскетбол, настольный теннис и др.).
  4. Массовые формы физической культуры: дозированная ходьба, прогулки, экскурсии, ближний туризм, ходьба на лыжах, гребля и т. п.

Занятие лечебной гимнастикой состоит из 3 частей:

  • вводной, которая включает упражнения, подготавливающие больного для выполнения различных специальных упражнений при проведении основной части занятия;
  • основной, которая включает упражнения общеукрепляющего и специального характера, она решает задачу общего воздействия на организм больного и на поврежденный орган (восстановление подвижности сустава после повреждения и т. п.) и занимает 50-70% всей длительности занятия;
  • заключительная, которая включает упражнения, снижающие нагрузку основной части.

Основным требованием занятий ЛФК является соответствие нагрузки состоянию и возможностям больного, исходя из клинической картины заболевания.

Используют принцип рассеивания нагрузки, т. е. поочередно упражняют различные группы мышц (руки, ноги, туловище, дыхательные упражнения и т. д.). Нагрузку можно регулировать темпом и амплитудой движений, исходным положением, частотой и количеством повторений упражнения, чередованием упражнений на напряжение и расслабление мышц. Применяют и дыхательные упражнения, ведущие к снижению нагрузки.

Физиологическая картина - кривая изменения частоты пульса при проведении занятий.

Она показывает нагрузку, которую получает больной в разных частях занятия. Обычно кривая постепенно повышается в вводном разделе, достигает максимума подъема в основном разделе, имея многовершинный вид, снижаясь в заключительном разделе.

Увеличение частоты пульса не должно быть больше 50% ее исходного состояния.

Плотность занятия лечебной гимнастики определяется отношением длительности выполнения упражнений к длительности всего занятия (выражаются в процентах). Она зависит от длительности перерывов между упражнениями и обычно равна 10-12, реже 20-25%.

Общепедагогические принципы ЛФК

Методика ЛФК основана на следующих педагогических принципах: 1) сознательном отношении больного к выполнению физических упражнений, которое ведет к повышению лечебного эффекта; 2) активном отношении к занятиям; 3) наглядности (показ больному упражнений с объяснением их и последующим воспроизведением больным необходимых упражнений); 4) доступности (упражнения подбирают с учетом уровня физической подготовки и клинического состояния больного); 5) систематичности (занятия проводят регулярно, постепенно повышая нагрузку, давая упражнения от простых к сложным).

Инструктор должен проводить новые упражнения только после усвоения предыдущих, постепенно повышать нагрузку, вызывая активный интерес у больного к занятиям и проводить их регулярно. При выполнении предложенных произвольных движений больной должен быть активен.

Различают 3 периода в занятии ЛФК с больным:

  • вводный, когда инструктор знакомится с больным, изучает реакцию его на предложенный комплекс, в этом периоде применяют элементарные физические упражнения;
  • основной, или тренировочный, когда в зависимости от характера заболевания и состояния больного дают максимально допустимую нагрузку, осуществляют тренировку больного;
  • заключительный, когда готовят больного к выписке, а поэтому проводят упражнения, которые приспосабливают больного к домашней среде и работе, разучивают комплекс для самостоятельных занятий, вырабатывают навык самостоятельного обслуживания себя, что необходимо в домашних условиях.

В лечебных учреждениях установлены 3 режима для больных:

  • постельный, когда больной не может встать или ему это запрещено;
  • полупостельный, когда больному разрешается вставать на некоторое время (в остальное время больной лежит);
  • свободный, когда больной ложится только для сна и дневного отдыха.

Читайте также:
Комментарии
avatar