Роль школ передового опыта в организации обслуживания беременных и больных гинекологического профиля

31.08.2019 73 0.0 0

Одним из условий успешного претворения в жизнь решений XXVI съезда КПСС является широкая популяризация и внедрение в практику всего нового, передового опыта работы медицинских коллективов. При этом большую роль играют школы передового опыта.

В становлении передового опыта различают три этапа: его выявление, изучение и проверку, распространение и внедрение в практику. В условиях других районов один и тот же опыт, будучи несколько видоизмененным, может оказаться более эффективным и дать гораздо лучшие результаты, чем у его инициатора. При обобщении передового опыта необходимо определить, что положительного он дал для практического здравоохранения, как отразится на состоянии здоровья и качестве медицинского обслуживания.

Что такое школа передового опыта

Первые школы передового опыта на Украине были организованы в начале 60-х годов 20 века на базе лучших лечебно-профилактических учреждений после тщательного, всестороннего анализа и изучения их работы. Сначала их насчитывалось немного. В распространении передового опыта недопустим самотек. Здесь, нужна разумная координация действий, умелое планирование.

В марте 1974 г. был издан приказ М3 УССР «О совершенствовании системы внедрения передового опыта в учреждениях здравоохранения УССР», в котором уточнено понятие «школы передового опыта, определены и обоснованы критерии для их утверждения, утвержден состав республиканского совета по изучению, распространению и внедрению передового опыта.

К этому времени уже насчитывалось около 500 школ передового опыта районного, городского, областного, республиканского и союзного значения.

Передовой опыт в области здравоохранения - наиболее совершенная форма работы одного или группы медицинских работников любого подразделения или коллектива другого учреждения — должен базироваться на достижение современной науки и практики и являть собой принцип кардинально нового предложения по организации работы органов и учреждений здравоохранения. Передовой опыт нельзя отождествлять с работой по рационализаторству и изобретательству, смешивать с работой по внедрению в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения, которые обязаны делать все медработники. Различают школы передового опыта местного значения — для внедрения опыта работы в пределах района (города); областного, республиканского и союзного значения — для внедрения опыта работы соответственно в пределах области, республики, страны.

Районной школой передового опыта может быть одна из лучших участковых больниц, лучшее отделение ЦРБ, лучший ФАП и т. д., которые добились больших успехов в оказании определенных видов медицинской помощи (например, амбулаторно-поликлинической или стационарной помощи женщинам, медицинской помощи работникам промышленных предприятий). Школами передового опыта утверждают учреждения после изучения их практической деятельности или одноразовой проверки.

Районные школы передового, опыта утверждаются совместным решением медицинского Совета ЦРБ и райкома профсоюза медицинских работников на основе данных районной смотровой комиссии и выводов районных специалистов. На базе этих школ органы здравоохранения и профсоюзная организация проводят постоянно действующие семинары для организаторов здравоохранения, практикующих врачей, профсоюзного актива.

В Васильковском районе школами передового опыта стали коллективы акушерско-гинекологического отделения ЦРБ, Кодакской участковой больницы и Ксаверовского ФАП. Они сумели так организовать свою работу, что добились высоких показателей в медицинском обслуживании населения, значительного снижения акушерско-гинекологической заболеваемости и перинатальной смертности. Опыт работы ФАП и участковой больницы показал, насколько, важна для сельской акушерки помощь общественного-санитарного актива. Помощь колхозов и совхозов сыграла большую роль в улучшении обеспеченности лечебных учреждений транспортом, в благоустройстве зданий. Однако не меньшее значение имеет ежедневный деловой контакт сельских акушерок со своими участковыми врачами, врачами выездных женских консультаций, а также регулярность выездов участковых врачей на ФАП.

В районных школах передового опыта были разработаны программы для обучения и планы показа своей работы, организованы специальные курсы для акушерок и фельдшеров ФАП, медамбулаторий, работников скорой медицинской помощи. Коллективы районных школ передового опыта постоянно совершенствуют свою работу, укрепляют связь с колхозами, сельсоветами, общественностью.  Опыт их работы особенно ценен для молодых специалистов которые, имея хорошую теоретическую подготовку, не умеют организовать общественность для проведения профилактических мероприятий среди населения.

Областные школы передового опыта организуются на базе лучших учреждений и утверждаются совместным решением медицинской коллегии областного отдела здравоохранения и президиума областного комитета профсоюзов медицинских работников на основе материалов областной смотровой комиссии, выводов областных специалистов и внештатного отдела передового опыта областного комитета профсоюза медицинских работников.

Как известно, в областных школах передового опыта обучаются новым формам и методам работы  организаторы здравоохранения, заведующие отделениями. Для этого подбирают учреждения (или целый район), которые проявили инициативу в усовершенствовании форм и методов работы по планированию здравоохранения, развитию специализированных видов медицинской помощи, рациональному использованию коечного фонда, внедрению элементов НОТ, повышению квалификации врачей, акушерок, медицинских сестер, в организации профилактической работы и др. Эти школы способствуют внедрению в практику единых в пределах области требований и рекомендаций по основным видам медицинской помощи.

С 1976 г. акушерско-гинекологическая служба Васильковского района является областной школой передового опыта. В ней вопросам организации обслуживания женщин обучены врачи большинства районов Киевской области. Не только проводили мероприятия по дальнейшему совершенствованию медицинского обслуживания женского населения, но и разработали программу семинарских занятий и план индивидуального ознакомления слушателей с достижениями учреждений, подготовили наглядный материал, отражающий организацию и показатели работы акушерско-гинекологической службы района.
Республиканской школой передового опыта могут быть медицинские учреждения, где хорошо поставлена работа и имеются высокие качественные показатели, а также отдельные районы и города, в которых органы здравоохранения и медицинские учреждения укрепили материально-техническую базу здравоохранения, рационально распределив коечный фонд по профилям, создали крупные специализированные отделения, укомплектовали врачами ведущего отделения здравоохранения, путем широкого внедрения связи с колхозами, сельсоветами, общественностью. Опыт их работы особенно ценен для молодых специалистов, которые имея хорошую теоретическую подготовку, не умеют организовать общественность для проведения профилактических мероприятий среди населения.
Школами передового опыта по акушерско-гинекологическому обслуживанию населения утверждаются больницы, поликлиники, медсанчасти, сельские участковые больницы, ФАП, в которых в течение ряда лет имеются хорошие и стойкие показатели, на высокий уровень поставлена работа с медицинскими кадрами, правильно организован труд медперсонала, внедряются элементы НОТ.

В 1979 г. республиканской школой передового опыта по вопросам организации обслуживания женского населения утверждена Васильковская ЦРБ. С каждым годом в районе совершенствуется организация и повышается качество акушерско-гинекологической помощи населению. Уменьшилось количество маломощных районных и участковых больниц, увеличилась мощность акушерско-гинекологического отделения ЦРБ, улучшилось его оснащение и оборудование. Повышению качества медицинского обслуживания  женщин и новорожденных способствует широкое внедрение новых форм и методов работы в практику акушерско-гинекологических учреждений.

В женской консультации имеется специальный паспорт по каждому участку, в котором есть план участка, указаны число проживающих женщин, количество больных, находящихся на диспансерном учете, данные общей заболеваемости населения по годам, приведены основные показатели акушерско-гинекологической помощи. Это дает возможность ежегодно осуществлять профилактические осмотры населения, систематически анализировать деятельность врача.

Медсестры Васильковской ЦРБ большое внимание уделяют благоустройству территории, созданию уюта в палатах, эстетическому оформлению отделений.

Благодаря четкой организации работы акушерско-гинекологической службы района значительно повысилось качество медицинской помощи беременным и больным гинекологического профиля, улучшились все показатели работы.

Основные показатели акушерско-гинекологической службы Васильковского райойа, Кодакского врачебного участка приведены в таблице.

Рекомендации республиканской школы передового опыта включают такие вопросы как 1) преемственность в работе ФАП, участковых больниц и ЦРБ (организация управления, связи, информации, ведение рациональной документации и т. д.).; 2) диспансерное обслуживание беременных и больных гинекологическогр профиля; 3) организация работы выездных женских,консультаций; 4) осуществление контроля за санитарно-эпидемиологическим режимом в акушерско-гинекологических учреждениях Васильковского района; 5) организация профосмотров на селе; 6) внедрение элементов НОТ в акушерско-гинекологических учреждениях; 7) эстетика в акушерско-гинекологических учреждениях сельской местности.

Школы передового опыта, созданные на базах лучших лечебно-профилактических учреждений района, прочно вошли в жизнь. Внедрение передового опыта в практику положительно сказывается на повышении качества и культуры акушерско-гинекологического обслуживания населения, на улучшении показателей акушерско-гинекологической службы.


Читайте также:
Комментарии
Имя *:
Email *:
Код *: