Этика, деонтология и эстетика в работе акушерско-гинекологических стационаров и женских консультаций
Своевременно поставить диагноз, назначить необходимое лечение - это основное при оказании медицинской помощи. Однако и при успешном лечении большую роль играют взаимоотношения врача, среднего медработника и больного.
В решениях XXVI съезда сказано, что «уровень медицинского обслуживании и огромной степени зависит от профессиональных знаний, опыта, чуткости и душевной теплоты медицинской сестры, санитарки к каждому, кто нуждается и помощи. Необходимо, чтобы органы здравохранения, коллективы медицинских учреждений уделяли неослабное внимание повышению квалификации и воспитанию высоких моральных качеств, без которых немыслима профессия медика».
Ни одно медицинское учреждение, как бы оно не было оборудовано, не сможет оказать больному медицинскую помощь на современном уровне, если там нет сплоченного коллектива врачей, медсестер, санитарок. Грубость, бестактность, невнимательность как по отношению к больным, так и своим коллегам в медицинских учреждениях недопустимы.
Моральную основу медицинской деятельности составляют идеи гуманизма. А. П. Чехов писал: «профессия врача - это подвиг, она требует самоутверждения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
Давно известно огромное воздействие слова врача на больного. Это должен учитывать акушер-гинеколог с первого момента общения с больной женщиной.
В повседневной практике мы руководствуемся известным изречением Гиппократа о том, что больную следует оставить «в неведении того, что ей предстоит и, главное что ей угрожает». Это гуманное требование не утратило своего значения и в наше время.
Врачи акушерско-гинекологического отделения Васильковской ЦРБ стараются объяснить больной, почему ей назначают то или другое лекарство, как оно действует. В таких случаях врач руководствуется тем, что «больной будет принимать его лекарства с восхищением, а еще восхищение, радость и уверенность бывают иногда полезней самого лекарства. Больной считает часы и минуты, ожидает действия от лекарства и думает больше о выздоровлении нежели о болезни».
Как известно, отношение больного к своему здоровью, к лечащему врачу, выполнению его назначений во многом определяет исход самого лечения. И опытный, и молодой специалисты должны помнить слова В. М. Бехтерева «Если больному после беседы с врачом не становится лечение, это не врач».
Чаще всего к акушерам-гинекологам на прием приходят беременные женщины, чтобы получить соответствующие советы. Но, кроме них, к акушерам-гинекологам обращаются больные женщины. Врач должен снять у них чувство страха и душевной боли, а подчас и отчаяния вселить им уверенность и надежду на спасение. Очень часто акушеры-гинекологи сталкиваются с вопросами, выходящими далеко за пределы медицинской компетенции, но они обязаны найти такое решение, которое облегчило бы страдание больных.
Перед операцией больные часто испытывают страх за свою жизнь, боясь неблагоприятного исхода хирургического вмешательства. Это приводит к нарушению сна, к нepвозности, отрицательно сказывается на общем состоянии организма больной. В таких случаях врач должен завоевать доверие больной, устранить причины, которые ее волнуют, снять или уменьшить страх перед операцией, укрепить уверенность в благополучном ее исходе. Чуткое отношение хирурга к больной, перенесшей операцию, благотворно влияет на нее, а заботливый уход способствует благоприятному течению послеоперационного периода и быстрому ее выздоровлению.
Врач, оказывающий помощь при родах, должен иметь необходимые знания и навыки, обладать большой выдержкой, быть хладнокровным, трезво оценивать акушерскую ситуацию и быстро осуществлять мероприятия (включая оперативные вмешательства), направленные на сохранение здоровья и жизни матери и ребенка.
Врач и средний медперсонал обязаны хранить в тайне не только полученные от больной сведения, но и сам факт перенесенного ею заболевания. Необходимо, чтобы взаимоотношения врача с родственниками больной были доброжелательными. Медперсонал, не говоря больной о сущности заболевания или об ухудшении состояния ее здоровья, должен тактично сообщить об этом только близким родственникам.
Отношения между врачами, акушерками, медсестрами и младшими медработниками основаны на взаимном доверии и уважении. Как правило, качество ухода за больной во многом зависит от младшего и среднего медперсонала. Выполнение назначений врача, проведение манипуляций, уход за тяжелобольными, за роженицами и родильницами - все это требует проявления не только знаний и практических навыков, но и умения вести себя в коллективе, с больными и их родственниками.
Нередко женщины в течение длительного времени находятся в лечебном учреждении. В таких случаях важно, чтобы вся окружающая обстановка способствовала скорейшему их выздоровлению. Шум, громкие разговоры, ненужная суета при сдаче дежурства неуместны в больнице, особенно в акушерских стационарах. Необходимо стремиться устранять всевозможные отрицательные эмоции, связанные с процессом лечения больных. Красивый интерьер, удобная мебель, чистота в палатах, свежий воздух, телевизор, возможность общения с родственниками, друзьями, используя телефон, - все это способствует выздоровлению больных.
При оборудовании и эстетическом оформлении родо-вспомогательных учреждений в нашем районе стремятся создать благоприятную обстановку для пациентов и облегчить работу медперсонала. Поэтому палаты, холлы в отделениях, подсобные помещения, мебель окрашивают в светлые успокаивающие тона, палаты для выздоравливающих больных, комнаты отдыха, веранды, помещения для кратковременного пребывания персонала - в теплые тона (желтые, оранжевые и красные) в сочетании с серым цветом. В перевязочных, кабинетах специальных методов исследования и лечения, помещениях интенсивного ухода за больными, где работа связана со значительным напряжением зрения, преобладают желто-зеленые тона, в кабинетах врачей и административных помещениях — голубые и зелено-голубые, зеленые, желто-зеленые, желтые тона, способствующие умственной работе.
Кроме того, в палатах вывешивают репродукции картин или литографии, которые периодически заменяют другими. В коридорах, вестибюлях, холлах, зонах дневного отдыха больных, столовых имеются аквариумы, комнатные цветы, декоративные отделки. В коридорах, вестибюлях, ординаторских вывешивают памятки, наглядные пособия, санбюллетени, красиво оформленные стенгазеты.
Соблюдение требований эстетики в оформлении помещений благотворно влияет не только на больных, но и на медперсонал. Можно с уверенностью утверждать, что приятная обстановка в больнице является своеобразным лечебным фактором. Поэтому в нашем районе составлена памятка — рекомендации по эстетическому оформлению лечебных учреждений, создана специальная областная комиссия при облздравотделе, функционирует совет по эстетическому оформлению лечебных учреждений.
Ежегодная встреча молодых специалистов с ветеранами труда - одно из наиболее интересных мероприятий, имеющих большое воспитательное значение. Из рук старшего товарища — наставника молодой специалист получает новый, чистый, тщательно отглаженный халат. Каждый член коллектива рассказывает о своей работе, дает доброе напутствие молодым, здесь же им вручают памятные сувениры. Такие встречи надолго остаются в памяти, формируют у молодых специалистов доброжелательное отношение к коллективу, работе, сокращают текучесть кадров. В течение первых месяцев работы в новом коллективе молодые специалисты постоянно находятся в центре внимания руководства учреждения. Важную роль в повышении профессионального мастерства играют конкурсы на лучшего по профессии, чествование ветеранов труда, торжественные проводы на пенсию.