Санитарно-гигиенический режим в отделении новорожденных
Перед тем как приступить к работе, персонал, обслуживающий новорожденных, обязательно проходит профосмотр, который осуществляет дежурный врач или старшая медицинская сестра отделения. После осмотра обязателен гигиенический душ с последующей сменой одежды – платья, чулок, обуви. Ежедневно надо менять халат, шапочку или косынку. Маску медицинская сестра меняет каждые 2–3 ч, то есть 4–5 раз за время дежурства.
Работа сестры в палате начинается с принятия смены. Она знакомится с составом детей, изменениями в их состоянии, получает сведения об активности сосания, чистоте кожи и пр. Затем медсестра тщательно моет руки теплой водой с мылом в течение 10–15 мин, дважды меняя щетки.
Перед осмотром ребенка, пеленанием, кормлением, инъекциями медицинская сестра обязана каждый раз тщательно вымыть руки водой с мылом и обработать их 0,25% раствором хлорамина.
Медицинские сестры, обслуживающие новорожденных, должны постоянно повышать специальную и общемедицинскую квалификацию.
Весь медицинский персонал отделения новорожденных (врачи, сестры, санитарки) регулярно проходят профосмотры (терапевт, фтизиатр, дерматовенеролог). Кроме того, производят бактериологическое обследование их на кишечное, дифтерийное и стафилококковое бациллоношение. Данные обследования регистрируют в специальном журнале.
В отделении новорожденных проводят плановую уборку всего помещения. График режима уборки и проветривания должен быть вывешен.
Влажную уборку пола производят горячей водой с просветленным раствором хлорной извести (200 мл 10% раствора на ведро воды) не менее 3–4 раз в сутки. Все предметы твердого инвентаря (столы, стулья, тумбочки, кроватки) ежедневно протирают 0,25% раствором хлорамина. Помимо этого, каждые 10 дней делают генеральную уборку палаты с дезинфекцией матрацев, мытьем стен, окон, кроваток дезинфицирующими растворами. Такая плановая уборка должна соответствовать режиму поочередного заполнения детских палат.
Необходимо систематически (не реже 1 раза в месяц) производить бактериологическое исследование воздуха, рук персонала, твердого инвентаря, белья и пр. с регистрацией результатов исследования в специальном журнале в целях контроля эффективности санитарно-гигиенического режима отделения.
В период эпидемических вспышек вирусных респираторных заболеваний среди населения особенно тщательно контролируют состояние здоровья персонала палат новорожденных (осмотр и термометрия перед началом работы).
В отделении новорожденных следует иметь достаточные запасы белья для детей (чтобы можно было сменить 3–4 пеленки при каждом пеленании). Суточный запас пеленок на одну детскую койку в отделении должен составлять не менее 20 штук. Кроме того, на каждого новорожденного необходимо иметь по 5 распашонок и 2 одеяла (см. приказ МЗ СССР № 282-М от 26/ХН 1955 г.).
В последние годы в акушерских учреждениях нашей страны стали применять метод открытого пеленания, при котором новорожденному не укутывают голову, верхняя половина туловища закрыта двумя распашонками-кофточками – бязевой и фланелевой (причем у последней низ рукавов зашит), а нижняя часть туловища в пеленках находится либо в специальном «конверте», либо укутана одеяльцем.
На основании приказа МЗ СССР № 233 от 10/IV 1965 г. штатные нормативы отделения новорожденных должны быть следующими: врач-ординатор – 1 должность на 35 коек, 0,5 должности на 18 коек; должность заведующего отделением предусмотрена при наличии 60 коек и более.
Медицинских сестер отделения комплектуют из расчета – на 10 детских коек – 1 должность, 15–30 – 1 круглосуточный пост (4,5 должности), 35–40–5,5 – 6,5 должности, 45–50 коек – 7,5 должности и т. д. В палатах недоношенных – 1 круглосуточный пост на каждых 8 новорожденных. Для сцеживания грудного молока предусмотрена 1 должность медсестры на 80 коек послеродового отделения с добавлением 1/2 должности на каждые последующие 40 коек.
Санитарок физиологического отделения комплектуют из расчета 1 круглосуточный пост (4,5 должности) при наличии 60 коек и дополнительно по 1 должности (при 65–95 койках) на каждые 10 коек сверх 65, а в акушерских стационарах свыше 100 коек – 1 круглосуточный пост на 35 новорожденных.
Педиатры палат новорожденных работают в тесном контакте с врачами-акушерами акушерского стационара (совместные пятиминутки в начале рабочего дня, обязательное участие в оживлении новорожденных, родившихся в асфиксии, контроль санитарного состояния родильного зала, послеродовых палат).
Врачи-педиатры акушерского стационара должны быть хорошо осведомлены об акушерской патологии матерей (токсикозы, слабость родовой деятельности и методы ее лечения, обезболивание родов, показания к операции наложения щипцов, кесарева сечения); необходимо хорошо знать акушерский анамнез каждой матери: исход предыдущих беременностей, титр антител в крови в течение беременности при изоиммунизации и т. д., учитывать наличие той или иной внутренней патологии беременных (гипертоническая болезнь и другие сердечно-сосудистые заболевания, диабет и т. д.).
Педиатрам, обслуживающим новорожденных, следует также знать, какие медикаментозные средства (гормоны, салицилаты, антибиотики) принимала беременная; это очень важно для определения степени возможного влияния лекарственных средств па организм новорожденного.
Все сведения, касающиеся состояния материнского организма, акушерский анамнез, особенности течения беременности и родов должны быть подробно отражены в истории развития новорожденного ребенка.
В каждом отделении новорожденных необходимо создать все условия для оказания специализированной врачебной помощи детям (консультаций хирурга, отоларинголога, дерматолога, окулиста, уролога).
Работа педиатра отделения новорожденных включает целый ряд обязанностей по организации рационального ухода и вскармливания здоровых и больных новорожденных, своевременному и полноценному лечению больных детей, контролю санитарного состояния отделения новорожденных, ведению всей документации, тщательному наблюдению за работой среднего и младшего медицинского персонала, а также тесному контакту с матерями – ежедневная дача сведений о детях и проведение бесед по уходу за новорожденным, диететике, профилактике заболеваний, правильному уходу за ребенком.
Каждая женщина, выписываемая из акушерского стационара, должна быть обучена основным медицинским и общегигиеническим правилам ухода за здоровым и больным ребенком, что является хорошей профилактикой заболеваемости детей в первые месяцы жизни.