Обезболивание родов

14.11.2011 1967 0.0 0

История

Русских акушеров издавна привлекала гуманная идея обезболивания родов. Почти 100 лет назад появились большие работы по этому вопросу Ф. Орловского, Н. Н. Сочавы, П. И. Кубасова, И. И. Буховцева и др. В руководстве крупнейшего отечественного акушера А. Я. Крассовского (1885) имеется специальная глава, посвященная обезболиванию родов. Позже Е. М. Курдиновский опубликовал монографию «Обезболивание нормальных родов». Автор на основании собственных экспериментальных исследований и клинических наблюдений по сути положил начало научному и практическому обезболиванию родов. Однако еще долго обезболивание родов носило несистематический характер и применялось только в отдельных акушерских клиниках.

Медикаментозное обезболивание перед родами

В начале третьего десятилетия нашего века К. И. Платонов в Харькове, А. П. Николаев в Киеве, В. И. Здравомыслов в Москве начали широко применять для обезболивания родов гипноз.

Этот метод получил большое распространение, когда в Германии Koherer и одновременно и независимо от него в СССР К. И. Платонов и А. П. Николаев предложили методику предварительной гипносуггестивной подготовки беременных к родам без боли.

По этому способу были обезболены сотни родов без всякого вреда для матери и ребенка. В Москве, Ленинграде, Киеве были организованы при некоторых акушерских учреждениях специальные гипнотарии, где проводилась одновременная гипносуггестивная подготовка целых групп беременных (от 20 до 70 человек).

Однако, несмотря на хорошие результаты, метод не получил широкого распространения. Причиной этого было некоторое предубеждение против гипноза, которое существовало до тех пор, пока русский физиолог И. П. Павлов не доказал, что гипноз и внушение – явления вполне физиологические и совершенно безвредные. Второй причиной была относительная сложность применения этого метода и потребность в специально подготовленных кадрах акушеров-психотерапевтов.

С 1935 г. в Советском Союзе начали широко применять самые разнообразные методы медикаментозного  обезболивания   родов.

В 1950 г. основным методом обезболивания родов в СССР стал психопрофилактический метод подготовки беременных к родам, предложенный и в первоначальном его виде разработанный И. 3. Вельвовским, К. И. Платоновым, В. А. Плотичером и Э. А. Шугом. В последние годы фактически применяется физио-психопрофилактический метод, так как выяснилось огромное положительное значение в подготовке беременных к родам физических (гимнастических) упражнений, в связи с чем разработаны специальные гимнастические комплексы.

Важность психопрофилактической подготовки к родам

Значение физио-психопрофилактического метода не ограничивается обезболиванием родов или более или менее выраженным болеутолением в родах, хотя это и является самым важным показателем ценности метода и целесообразности его широкого применения.

В проблеме обезболивания как известно, чрезвычайно важное значение имеет необходимость избавления беременной и роженицы от чувства страха, который в большей или меньшей степени испытывают почти все женщины. Избавить роженицу от чувства страха – это значит оздоровить ее психику и тем самым нормализовать течение и взаимосвязь основных нервных процессов в высших отделах мозга и вегетативных центрах, упорядочить поведение женщины в родах,  ликвидировать спастическое состояние мускулатуры нижнего сегмента и шейки матки, мышц тазового дна, промежности и т. д. Избавить роженицу от чувства страха – значит открыть путь для наиболее эффективного влияния тех или иных успокаивающих  (транквилизирующих)  мероприятий как психопрофилактических, так и фармакологических. В значительной мере этому способствуют как фармакологические  способы   обезболивания,   так  и  физио-психопрофилактический метод. Вместе с тем оказалось, что физио-психопрофилактическая подготовка в высокой степени дисциплинирует поведение женщины в родах.
Следует также подчеркнуть, что регулярные посещения беременными женщинами консультаций для периодических осмотров и занятий по подготовке к родам позволяют своевременно выявить те или иные отклонения в течении беременности и заранее принять все необходимые меры, чтобы избежать осложнений в родах.

С другой стороны, исходя из того, что при осложненном течении родов беременные нуждаются в обезболивании не в меньшей, а несомненно, в большей степени, чем при нормальных родах, советские врачи изучили также возможность и эффективность применения психопрофилактических методов при различных осложнениях беременности и родов.

Общая продолжительность родов после физио-психопрофилактической подготовки на 2–4 ч меньше, чем при медикаментозном обезболивании. Это важно, так как чем продолжительнее роды, тем ниже результат обезболивания. Физио-психопрофилактическая подготовка оказывает положительное влияние также на течение родового акта: реже наблюдаются случаи слабости родовой деятельности, снизился процент асфиксий и мертворождений, уменьшилось число послеродовых кровотечений.

Как можно объяснить такое благоприятное влияние профилактической подготовки на течение родов, даже осложненных? Оно включает следующие основные факторы:

  1. Нормализация основных нервных процессов и, следовательно, нейро-гуморальных факторов, регулирующих родовую деятельность.
  2. Устранение страха, отрицательных эмоций и устранение или уменьшение боли; в силу этого – спокойное дисциплинированное поведение женщины во время родов.
  3. Вырабатывание положительных установок на родовой акт, как на неболезненный физиологический процесс.
    Не подлежит сомнению, что в тех учреждениях, где правильно поставлена работа по проведению физио-психопрофилактической подготовки, то есть там, где беременная проходит полную предварительную подготовку в женской консультации и, поступая в акушерский стационар, встречается с благоприятной обстановкой, там эффективность этой подготовки достаточно высока.

Основное положение физио-психопрофилактической подготовки к родам заключается в том, что боль в развитии и течении родов, как физиологического акта, не является необходимостью. Наоборот, акушеры хорошо знают, что родовая боль и почти всегда сочетающаяся с ней эмоция страха нередко нарушают физиологическое течение родового акта: схватки приобретают беспорядочный характер, их сила, ритм, нормальная динамика нарушаются. Такие схватки мало продуктивны, быстро утомляют роженицу и нередко приводят к вторичной слабости родовой деятельности. Однако это утомление нельзя рассматривать как результат физического истощения: оно зависит от длительного перенапряжения центральной нервной системы вследствие длительного воздействия на нее болевых ощущений и отрицательных эмоций.

Физиологическое обезболивание в родах должно исходить из установленных И. П. Павловым следующих факторов:

  • высшим аппаратом восприятия и оформления болевых ощущений является кора головного мозга, функционирующая в тесном взаимодействии с подкоркой;
  • кора мозга в каждый отдельный момент воспринимает из бесконечного количества притекающих к ней импульсов лишь те, которые в данный момент жизненно необходимы для нормального функционирования организма. В то же время кора задерживает все остальные импульсы, в том числе и поступающие из физиологически функционирующих внутренних органов.

Таким образом, в норме интероцептивные импульсы находятся под порогом сознания. Однако существуют условия, когда может наступить «прорыв» импульсов с того или другого органа в кору. По-видимому, эти условия могут иметь место и во время родов. Условия эти следующие: чрезмерная сила импульсов, посылаемых бесчисленными интерорецепторами матки, придатков и брюшины, находящимися в состоянии все более усиливающегося раздражения; большая длительность, непрерывность поступления импульсов в подкорковую область; наконец, тормозное состояние коры мозга, ослабляющее ее регулирующее влияние на нижележащие отделы мозга, причем неизбежно нарушается функция «отбора», которую активная кора всегда осуществляет в отношении интероцептивных импульсов.

Прорыв импульсов большой силы и частоты в кору обычно сочетается с резким повышением возбудимости подкорки, сопровождающим отрицательные эмоции. Все это приводит в конечном итоге к тому, что эти раздражения воспринимаются и оформляются в коре мозга как боли.

Не подлежит сомнению, что родовые боли обусловлены обратимыми анатомо-функциональными изменениями в органах малого таза и брюшной полости, которые неизбежно возникают в процессе родов и вызывают раздражение чувствительных нервных приборов матки и соседних органов с ответными реакциями организма, в том числе болевыми.

К этим изменениям относятся: раскрытие шейки матки, особенно у первородящих и при некоторой ригидности ее; неизбежное при сокращениях беременной матки натяжение и растяжение ее связок и брюшины; усиленные сокращения матки при наличии относительных препятствий к ее опорожнению; сжатие и растяжение при сокращениях матки бесчисленных кровеносных сосудов, обладающих своей собственной системой высокочувствительных нервных рецепторов; изменение химизма тканей и накопление кислых продуктов обмена, вызывающих повышение чувствительности нервных окончаний сосудов, слизистой оболочки и брюшины, покрывающей матку. Эти материальные условия возникновения родовых болей в большей или меньшей степени имеются у всех рожениц, однако степень ощущения боли в родах у разных женщин различна.

Многие роженицы, особенно из тех, у которых нет отрицательных эмоций и страха, испытывают умеренные боли, легко их переносят и относятся к ним относительно спокойно. Такие женщины с нетерпением ждут ребенка, и радостное ожидание его  преобладает  над всеми другими внешними  и  внутренними раздражителями; они, следуя указаниям врача и акушерки, стремятся активно участвовать в родовом процессе и по мере возможности управлять им, ускорять его течение.

С нейрофизиологической точки зрения этих беременных можно характеризовать так: кора их головного мозга очень активна и имеет высокий тонус; в ней образовался мощный очаг возбуждения с определенным целенаправленным положительным содержанием — «благополучно родить». Этот мощный очаг или «доминанта» затормаживает путем индукции остальную кору, и никакие раздражения, не связанные непосредственно с содержанием «доминанты», кора не воспринимает или же, если они восприняты, также очень быстро затормаживает. В результате у этих женщин отмечается высокий порог болевой чувствительности. Именно такое состояние центральной нервной системы мы стремимся создать у каждой беременной путем физио-психопрофилактической подготовки.

Но есть и другие женщины – с нервной системой слабого типа. Они раздражительны, неуравновешенны, чрезмерно подвержены отрицательным эмоциям и страху, напряженно ожидают якобы неизбежных родовых мук и различных осложнений в родах. Со страхом ждут окончания своих страданий, которые кажутся им бесконечными.

У этих женщин низкий порог возбудимости коры головного мозга; тонус и активность коры ослаблены, поэтому положительной «доминанты» не образуется и тормозной процесс ослаблен. Вследствие этого болевые раздражения, притекающие с периферии, иррадиируют в коре на более обширные области и воспринимаются как значительные болевые ощущения. Последние приобретают большую интенсивность и длительность; особенно усиливаются они под влиянием эмоций и страха.
Помимо особенностей центральной нервной системы, у этих родильниц иногда выявляются следующие факты, неблагоприятно действующие на психику и усиливающие боли:

  1. Тяжелые, очень болезненные роды в прошлом, нередко закончившиеся гибелью желанного ребенка. У таких беременных с началом настоящих родов оживают все неблагоприятные временные условные связи, образовавшиеся во время прежних родов, возникают тяжелые следовые реакции, и почти неизбежно образуется неблагоприятная установка на предстоящие роды.
  2. Влияние окружающей среды, когда женщина, даже будучи еще подростком, слышит устрашающие беседы о родах и подобные же высказывания воспринимает из литературы. В данном случае имеет место воздействие на психику второй сигнальной системы, то есть слова, которое производит, как говорит К. М. Быков, «грандиозные события» в организме человека.

Таким образом, наряду с естественными причинами родовых болей у роженицы могут иметь место условнорефлекторные и эмоциональные  наслоения, которые, несомненно, во много раз усугубляют первоначальные, быть может, вовсе незначительные родовые боли.

Устранить естественные причины родовых болей мы не можем. Но можно снять указанные условнорефлекторные наслоения, более того, изменить количественный и качественный характер восприятия периферических болевых раздражений, направляющихся по нервным путям в центральную нервную систему женщины. Эта задача успешно решается путем: 1) снятия страхов и воспитания у беременной положительных эмоций; 2) образования в коре мозга концентрированного доминантного очага возбуждения и одновременно вокруг него – зоны индукционного торможения; 3) выработки и тренировки активного условного торможения (А. О. Долин).

Устранение из сознания беременной зафиксированного представления о боли и переработка в коре головного мозга болевых раздражений, вызванных безусловными раздражителями, в неболевые, а также повышение порога возбудимости коры составляют одну из важнейших задач психопрофилактической подготовки беременных к родам. При этом возможны такие варианты:

  1. Порог возбудимости настолько повышается, что все болевые раздражения, возникающие в родах, остаются под порогом чувствительности и не превращаются поэтому в ощущение боли, то есть родовая боль вообще не возникает. В данном случае имеет место истинная профилактика возникновения родовой боли и никакого дополнительного обезболивания не требуется.
  2. Порог возбудимости повышается в такой степени, что большая часть каждой схватки оказывается безболезненной, и лишь на высоте ее появляется непродолжительная боль. В этих случаях также чаще всего не требуется медикаментозное обезболивание. Если же в отдельных случаях оно может понадобиться, то наилучшим средством является закись азота или трилена (наркоген), вдыхаемая в течение нескольких секунд.
  3. Большая часть схваток периода раскрытия остается под порогом чувствительности и протекает безболезненно, а в кульминационной фазе раскрытия появляются боли. Это объясняется, с одной стороны, недостаточной высотой порога возбудимости, а с другой – затрудненным раскрытием шейки матки либо другими осложнениями родового акта. В этих случаях при появлении боли необходимо произвести влагалищное исследование для установления причин чрезмерной болезненности (ригидность шейки, неправильное вставление головки, ущемление передней губы шейки, чрезмерно плотные оболочки плодного пузыря и пр.). Одновременно с выполнением необходимой акушерской манипуляции (вскрытие пузыря при полном или почти полном раскрытии шейки, заправление губы шейки за головку) следует применить, если боль не будет устранена, дополнительное медикаментозное обезболивание.
  4. Порог возбудимости остается настолько низким, то есть чувствительность настолько высокой, что родовой акт в большей своей части или даже весь целиком протекает болезненно. Это – срыв психопрофилактической подготовки. В этих случаях необходимо полностью перейти на медикаментозное обезболивание и чем раньше, тем лучше.

В системе физио-психопрофилактической подготовки беременных к родам важнейшее звено – комплекс специальных медицинских (акушерских) и педагогических мероприятий – должно быть тесно связано с комплексом организационных мероприятий.

Обязательными компонентами этого звена являются:

  • дородовая психопрофилактическая подготовка беременной в женской консультации в течение всей беременности и особенно в последние 6–8 нед;
  • подготовка, воспитание персонала акушерского учреждения, который должен быть хорошо ознакомлен с принципами и методикой физио-психопрофилактического обезболивания и уметь осуществлять их;
  • правильное, рациональное, внимательное ведение родов со своевременным предупреждением и устранением всех, даже малейших, отклонений от нормы;
  • лечебно-охранительный режим в родовспомогательном учреждении.

Специальной подготовке предшествует тщательное общее, акушерское и неврологическое обследование беременной. Весьма важно ориентировочно определить типовые особенности ее нервной системы, ибо можно считать установленным, что наилучшие результаты психопрофилактического метода обезболивания родов наблюдаются у женщин, приближающихся к сильному типу с уравновешенными раздражительным и тормозным процессами, с достаточной степенью подвижности этих процессов и нормальным взаимоотношением первой и второй сигнальных систем. Наоборот, у женщин слабого типа, с неуравновешенными основными процессами высшей нервной деятельности, у которых легко возникают всякие страхи, нередко принимающие характер патологических, навязчивых, и у женщин с преобладающим влиянием первой сигнальной системы, со значительной силой влияния подкорки (что обычно совпадает) значительно чаще отмечаются «срывы» психопрофилактической подготовки.

На подготовку этой группы беременных врач должен затратить больше усилий, больше времени, провести больше занятий. Иногда необходимо проводить с ними сеансы внушения в бодрственном состоянии или в гипнотическом сне.
Физио-психопрофилактическая подготовка беременной к родам представляет собой комплекс ряда последовательно проводимых занятий, благодаря которым:

  • у беременной формируется правильная установка на роды как на физиологический процесс;
  • вырабатываются положительная направленность и целеустремленность по отношению к родовому акту; роженицам разъясняют неправильность устаревших представлений о родовом акте как о процессе, которым нельзя активно руководить и управлять. Врач подчеркивает, что роды – физическая работа, для благополучного завершения которой необходимы знание, дисциплинированность, определенная физкультурная подготовленность и экономное расходование сил;
  • излагаются в доступной, но научной форме основные сведения о физиологии родового акта, о его клиническом нормальном течении, о тех явлениях и ощущениях, которые будут иметь место в родах;
  • подчеркивается значение гимнастических упражнений, которые улучшают все физиологические функции, совершенствуя деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем;
  • женщине дают наставления о правильном поведении в родах; указывают, что правильное поведение в родах, выполнение роженицей определенных приемов, которым ее обучают в процессе подготовки, будет определять правильное течение и, следовательно, безболезненность или незначительную болезненность в родах.

Позже, уже при поступлении беременной на роды в стационар, врач и акушерка в повторных кратких беседах в пропускнике, предродовой палате и в родильном зале возобновляют в памяти роженицы все преподанное ей во время подготовки к родам; фиксируют ее внимание на тех предметах и приемах, которые использовались во время подготовки для опосредованного внушения; создают спокойное настроение и уверенность в безболезненном течении и благополучном исходе родов.
Таким образом, физио-психопрофилактическая подготовка беременных к родам начинается в женской консультации, повторяется в приемном покое акушерского стационара тотчас по поступлении беременной, проводится в родильной комнате и заканчивается лишь после родоразрешения.

Теперь в большинстве родовспомогательных учреждений Украины курс занятий по физио-психопрофилактике в конце беременности построен таким образом, что первое вводное и заключительное занятия, как наиболее ответственные, проводит врач, а промежуточные четыре занятия – хорошо обученная и специально для этой цели выделенная акушерка.

Гимнастические упражнения

Гимнастические упражнения для беременных делятся на три комплекса.

Первый комплекс (малые сроки беременности)

Упражнение 1. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять руки вверх – вдох, наклонить туловище вперед, коснуться пальцами пола – выдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Упражнение 2. И. п.: сидя на полу, ноги прямые вместе, руки сзади в упоре. Выполнение: повернуть туловище вправо, левую руку перенести на правую сторону – выдох, принять исходное положение – вдох. Повторить упражнение попеременно в левую и правую сторону 3–4 раза.

Упражнение 3. И. п.: лежа на спине, ноги прямые  вместе,  руки  вдоль   туловища.   Выполнение:   поднять
ноги – выдох, опустить – вдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Упражнение 4. И. п.: то же. Выполнение: согнуть ноги в коленях – вдох, приподнять верхнюю треть туловища и голову – выдох, опустить их – вдох, выпрямить ноги – выдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Упражнение 5. И. п.: стоя иа четвереньках. Выполнение: поднять прямую левую ногу назад и правую руку вперед, прогнуться в пояснице – вдох, возвратиться в исходное положение – выдох. Повторить упражнение попеременно левой и правой ногой и рукой 3–4 раза.

Упражнение 6. И. п.: стоя на коленях, ноги вместе, руки вдоль туловища. Выполнение: сесть на пятки – выдох, стать на колени – вдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Упражнение 7. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Выполнение: отвести прямые руки назад – вдох, привести их к туловищу – выдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Второй комплекс (срок беременности от 20 по 32 нед)

Упражнение 1. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Выполнение: развести руки перед грудью широко в стороны–вдох, возвратиться в исходное положение – выдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Упражнение 2. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Выполнение: опираясь на спинку стула, присесть – вдох, подняться – выдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Упражнение 3. И. п.: сидя на полу, ноги широко разведены, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять руки вверх – вдох, коснуться ими носка левой и правой ноги – выдох. Повторить упражнение 3–4 раза.

Упражнение 4. И. п.: лежа на спине, прямые ноги вместе, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять ноги вверх, произвести качательные движения ими в течение 1 мин.

Упражнение 5. И. п.: то же. Выполнение: согнуть ноги, развести колени руками в стороны – выдох, возвратиться в исходное  положение – вдох. Повторить упражнение 4–6  раз.

Упражнение 6. И. п.: лежа на боку, ноги прямые вместе, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять руку и ногу – вдох, опустить – выдох. Повторить упражнение сначала на левом, потом на правом боку 3–4 раза.

Упражнение 7. И. п.: стоя на четвереньках. Выполнение: поднять левую руку вверх, посмотреть на нее – вдох, опустить – выдох. Повторить упражнение попеременно левой и правой рукой 3–4 раза.

Третий комплекс (срок беременности от 32 нед до родов)

Упражнение 1. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Выполнение: наклонить туловище влево, скользя левой рукой вниз по ноге, правую руку поднять вверх – вдох, возвратиться в исходное положение – выдох. Повторить упражнение попеременно в левую и правую сторону 3–4 раза.

Упражнение 2. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук касаются плеч. Выполнение: разогнуть руки – вдох, согнуть – выдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Упражнение 3. И. п.: сидя на полу, ноги прямые вместе, Руки сзади  в упоре.  Выполнение:  согнуть левую ногу  в  колене – вдох, отвести колено кнаружи – выдох. Повторить упражнение попеременно левой и правой ногой 3–4 раза.

Упражнение 4. И. п.: лежа на спине, ноги прямые вместе, руки под головой. Выполнение: поднять прямые ноги – выдох, опустить – вдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Упражнение 5. И. п.: лежа на спине, ноги согнуты, пятки около ягодиц, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять таз вверх – выдох, опустить – вдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Упражнение 6. И. п.: то же. Выполнение: развести колени широко в стороны, руки согнуты – вдох, возвратиться в исходное положение – выдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Упражнение 7. И. п.: стоя на четвереньках. Выполнение: прогнуть спину вверх, голову опустить вниз – выдох, прогнуть спину вниз, голову поднять вверх – вдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Упражнение 8. И. п.: стоя, ноги слегка разведены в стороны, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять руки вверх, прогнуться в пояснице – вдох, возвратиться в исходное положение – выдох. Повторить упражнение 4–6 раз.

Беседы с беременными

С 32-й или 33-й недели беременности проводят специальный курс бесед-занятий по психопрофилактике, что по времени совпадает с третьим комплексом гимнастических упражнений.

Цикл специальных подготовительных занятий (в конце беременности) должен состоять не менее чем из 6 бесед-уроков.
Если беременная начинает проходить психопрофилактическую подготовку при большом сроке беременности – более чем 35–36 нед (37–39 нед), с ней следует проводить занятия или индивидуально, или же собрать группу женщин с таким же сроком беременности. В таких случаях приходится проводить 3– 4 занятия.

Если после последнего занятия прошло более чем 6–7 дней, а роды не наступили, иногда наблюдаются неудовлетворительные результаты подготовки, что, несомненно, объясняется большим промежутком между последней беседой и родами. В подобных случаях необходимы дополнительные занятия.

Первое занятие (беседа) проводят индивидуально. Врач знакомится с беременной, ее профессией, домашними условиями, выявляет ее отношение к беременности и родам. Уточняет общесоматический, акушерский и, по возможности, неврологический статус. Выявляет состояние эмоционально-психической сферы, в частности наличие тяжелых переживаний, опасения беременной и их источники. Объясняет беременной необоснованность ее страхов.

По данным акушерского анамнеза врач решает, к какой группе следует отнести беременную – с физиологическим течением беременности и предполагающимися нормальными родами или к группе, в которой можно ожидать осложненное или патологическое течение родового акта. Нужно тщательно проанализировать течение предыдущих родов, причины бывших осложнений, прежних гинекологических заболеваний, течение настоящей беременности.

Беременные, страдающие, по заключению невропатолога, истерией, должны проходить психопрофилактическую подготовку к родам обязательно в индивидуальном порядке. Это желательно потому, что никогда нельзя исключить возможности некоторого неадекватного поведения таких женщин во время занятий, что может оказать крайне неблагоприятное влияние на других беременных. Отдельно проходят подготовку также беременные с отягощенным акушерским анамнезом, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, неправильным положением плода, узким тазом и другими видами патологии беременности. Таких беременных тоже необходимо выделить в особую группу, так как рассказ хотя бы одной из них о тяжело, неблагополучно протекавших прошлых родах, о мертворождениях может произвести крайне неблагоприятное впечатление на других и способствовать укреплению их опасений, страха, а иногда и усилению отрицательного отношения к беременности.
Проводя занятия с беременной, у которой ожидаются осложненные роды, следует осторожно подготовить ее к возможным оперативным пособиям.

Второе занятие, как и все последующие, – групповое. Это занятие весьма ответственное, так как специально посвящено устранению из сознания роженицы страха перед родами, страха боли.

По данным В. А. Плотичера, у 82% беременных наблюдаются страхи, содержание которых весьма разнообразно, например: страх болей в родах, боязнь неблагополучного течения родового акта и возможности оперативных вмешательств, боязнь смерти, разрыва промежности, боязнь за свое «больное» сердце, опасения за ребенка (мертворождения, уродства) и т. п. При этом у 68% беременных, сознание которых было отягощено страхом, никаких реальных оснований для него нет и они основываются, главным образом, на рассказах окружающих лиц.

Главные источники страхов и опасений – ненужные, нередко устрашающие замечания, рассказы родственников, знакомых, иногда медицинских работников, мнительность самой беременной, нередко поддерживаемая окружающими, сведения о неблагополучных родах у других, наконец, художественная литература. Как известно, в произведениях крупных писателей имеются яркие описания «родовых мук», которые, естественно, производят на миллионы молодых читательниц сильное впечатление и создают в коре мозга окрашенные резко отрицательными эмоциями представления о родах как о мучении, страдании, неизбежной боли. Оставшийся в коре след от подобных представлений оживает у женщины при ее собственной беременности, и легко образует временную связь с первым, хотя бы и незначительным по силе, ощущением боли в родах. При легкой заторможенности коры, при «слабой» коре этого достаточно для образования условного рефлекса боли, подкрепляемого при каждой родовой схватке, которая сама по себе могла бы быть мало болезненной.

Врач должен на примерах доказать беременным, что человек переносит боль по-разному, в зависимости от его отношения к ней, от его настроения в данный момент, от того, ожидалась ли эта боль или нет, от наличия или отсутствия страха. Нужно привести также ряд примеров, доказывающих, что положительные эмоции, хорошее настроение, целеустремленная направленность в деятельности человека могут либо устранить, либо значительно уменьшить боли, либо, наконец, предупредить самое их появление даже при наличии условий для их возникновения.

Вскрыв причины страхов, связанные с представлением о родах, врач должен не только рассеять их, но и сформировать у беременной положительные эмоции.

На каждом последующем занятии необходимо возвращаться к теме второго занятия, каждый раз вновь подкрепляя образующиеся у женщины положительные эмоции и рассеивая неправильные представления о родах.

Третье занятие имеет целью в доступной форме, но вполне научно доказать беременным, что предстоящие роды есть акт физиологический, а потому, как и ряд других физиологических актов человеческого организма, может быть безболезненным или сопровождаться лишь незначительными болевыми ощущениями.

Нужно доказать беременным необязательность болей в родах, разъяснить, что родовые схватки и родовые боли – явления разные, различной природы, причем первые обязательны для нормального течения родов, а вторые можно исключить.
Врач должен сообщить беременным краткие сведения об анатомическом строении наружных и внутренних половых органов женщины, о менструальной функции, о процессе оплодотворения и развития беременности. Рассказывая о значительных изменениях, происходящих в организме при беременности, в частности в матке, врач должен подчеркнуть, что, несмотря на огромный рост матки, объем полости которой увеличивается в 519 раз, растяжение ее стенок, брюшины (вообще чрезвычайно чувствительной), кровеносных сосудов (обладающих собственной, весьма чувствительной нервной системой), беременная не испытывает никаких болей, так как все происходящие изменения – явления физиологические, необходимые для организма, и поэтому не болезненные. То же происходит и во время родов: шейка матки растягивается, матка сильно сокращается, вместе с ними растягиваются и сокращаются брюшина, связки, кровеносные сосуды. Все это должно и может совершаться безболезненно, потому что эти процессы физиологические и организм наилучшим образом приспособлен к ним.

Демонстрируя и объясняя строение матки, яичников, таза, расположение их, рост плода в матке, сопоставляя размеры его и размеры таза, нужно много раз настойчиво и убедительно подчеркивать, что анатомическое строение женской половой системы и физиологические изменения при беременности и в родах отлично приспосабливают организм женщины к родам, обеспечивают нормальное течение родового акта и не должны быть причиной болевых ощущений.

Многократно, также с доказательствами, следует объяснять, что роды – физическая работа, требующая затраты сил, а потому женщина должна научиться экономно расходовать их во время родового акта, чтобы сохранить их к завершающему периоду – периоду изгнания.

На этом же занятии нужно разъяснить беременным, что в результате приобретенных на занятиях знаний, опыта, навыков, преподанных специальных приемов обезболивания сама женщина до известной степени сможет управлять родами. Тогда роды, протекая совершенно нормально, быстро и благополучно, будут или безболезненны, или почти безболезненны, так как никаких оснований и причин для возникновения болей при нормальном течении родов нет.

Необходимо подчеркнуть, что болей в родах не будет не потому, что женщина вообще ничего не будет чувствовать, не потому, что в родах вообще нет никаких причин, например раздражения внутренних органов, могущих вызвать ощущение боли, а потому, что при помощи подготовки нервная система беременной приводится в такое состояние, при котором эти раздражения, даже если они доходят до коры головного мозга, не могут вызвать ощущения боли. Если же боль и появляется, то она сразу же ослабляется, подавляется и потому оказывается легко терпимой, переносимой и непродолжительной. Этому же в высокой степени способствует правильное поведение роженицы в родах, которому обучили ее на занятиях по психопрофилактике.
Все третье занятие в значительной степени включает элементы внушения при умелом сочетании их с разъяснением, убеждением и обучением.

На четвертом занятии беременным объясняют значение первого периода родов и его физиологию. Во второй части занятия их обучают правильному поведению в этот период родов и приемам обезболивания. Врач разъясняет, что акт родов, его первый период, или период раскрытия шейки матки, совершается при помощи регулярных, ритмичных сокращений тела матки и одновременно происходящего растягивания, открытия шейки матки (схватки). Снова подчеркивает, что родовые схватки и боли не одно и то же, что схватки нужны, а боли вовсе не обязательны. Указывается, что схватки могут не сопровождаться и не должны сопровождаться болями, что нормальные ощущения роженицы при схватках – это чувство давления, напряжения, распираний, сжатия и растягивания внизу живота и в пояснице. Это несколько неприятные, тупые, неясные ощущения, которые по ходу родов становятся более сильными и более частыми. Если они и приобретают   характер   болевых, то эти боли,   вследствие уже отмеченного состояния центральной нервной системы, терпимы и преодолимы, так как все основные нервные процессы переключены на другую деятельность.

Необходимо подчеркнуть, что в отношении времени поступления в акушерский стационар нужно ориентироваться не на болевые ощущения, которых может вовсе не быть, а на число и продолжительность схваток: если регулярные схватки повторяются в течение одного часа 3–4 раза, женщина должна спокойно отправиться в стационар. Нужно рекомендовать беременной при появлении схваток не обращаться с расспросами к близким, а хорошо вспомнить все то, что ей было преподано на занятиях. Если схватки редкие и не регулярные – спешить с отправлением в стационар не следует.
Беременной нужно объяснить, что появление слизи из влагалища или отхождение вод даже при отсутствии схваток знаменует начало родов, и при этих явлениях она должна немедленно направиться в акушерский стационар. Следовательно, нужно подчеркнуть, что беременную должны побудить отправиться в стационар не боли, а отсчитываемые ею самой регулярные схватки, сопровождающиеся описанными выше безболевыми или неясными, может быть, несколько неприятными ощущениями, а в отдельных  случаях – слизистые  выделения  или  отхождение  вод.

Все сведения, приобретаемые на четвертом занятии, имеют очень большое значение, так как наступление явлений, значения которых беременная не знает, обычно вызывает ориентировочный рефлекс, часто сопровождающийся страхом. И, наоборот, подготовленная женщина уверена, что все идет хорошо, знает каждое последующее явление в развитии родового акта, внимательно следит за течением родов и все ее внимание сосредоточено на этом. При таком состоянии женщины кора головного мозга ее активна, в ней возникает мощный очаг возбуждения, тотчас окружаемый не менее мощной зоной торможения, подкорка умеренно заторможена, кора властно главенствует над подкоркой.

Беременных следует предупреждать о тех манипуляциях, которые ожидают их в акушерском отделении, и разъяснять, для чего они нужны: осмотр, влагалищное исследование, определение группы крови, бритье волос на лобке, клизма и т. д. Нужно объяснить и технику их выполнения, тогда они не будут неожиданными и не испугают будущих рожениц.

Далее следует изложить правила поведения роженицы в первом периоде родов – во время схваток. Лежать необходимо спокойно, так как беспокойное поведение мешает правильной работе матки, схватки становятся беспорядочными, а поэтому и болезненными, а роды затягиваются. Во время паузы между схватками роженица должна лежать на том боку, где прослушивается сердцебиение ребенка (это укажет врач или акушерка). На этой стороне обычно находится спинка ребенка, и когда роженица ложится на этот бок, ребенок своей спинкой давит на нервные окончания матки. Это обеспечивает более энергичные, правильные схватки; когда же женщина лежит на противоположном боку, то площадь соприкосновения плода с маткой меньше, а потому нервные окончания раздражаются меньше, схватки становятся слабыми, малопродуктивными, роды затягиваются. Необходимо указать, что неподготовленные женщины зачастую ложатся на противоположный бок и тем самым затягивают роды.

Во время схватки женщина вновь поворачивается на спину. В течение всего периода раскрытия роженица, пользуясь песочными часами, должна «считать схватки», и, по возможности, записывать число их за 30 мин. Однако не следует подчеркивать, что число схваток имеет какое-либо значение для суждения о том, правильно ли развивается у нее родовая деятельность.

Врачу или акушерке, ведущим роды, счет и «измерение» роженицей частоты схваток помогают в том отношении, что когда схватки станут повторяться каждые 5–6 мин, можно полагать, что наступило полное или почти полное раскрытие, то есть плодный пузырь уже выполнил свою роль и стал ненужным, так как он задерживает изгнание плода и порождает боль. Следовательно, если он еще цел, его надо вскрыть. Для роженицы счет схваток имеет лишь значение приема для переключения ее внимания с ощущений, испытываемых в родах, на другую нервную деятельность.

Во время родов роженице рекомендуется есть все, что разрешает врач, даже тогда, когда ей не хочется. В паузе между схватками следует отдыхать (дремать), чтобы сохранить силы для решающего момента родового акта – периода изгнания.
Роженице разъясняют, как важно следить за состоянием мочевого пузыря и частым его опорожнением. В стенках мочевого пузыря содержится множество нервных окончаний. Переполненный мочой пузырь мешает продвижению головки. Головка «напирает» на него, мочевой пузырь придавливается, растягивается, и это вызывает В беседе нужно подчеркнуть, что беспокойное поведение роженицы, крик, стоны (а вместе с тем задержка дыхания) вредны для ребенка и правильной работы матки.

Наконец, на этом же четвертом занятии преподают беременным «приемы обезболивания».

Первый прием – во время схватки, при неприятных ощущениях внизу живота, роженица глубоко дышит. Дыхание должно быть ритмичным в течение всей схватки, вдохи и выдохи – в темпе физиологического дыхания, или в несколько ускоренном – до 30 дыханий в 1 мин. Объясняют, что это очень важно для ребенка, так как во время схватки сдавливаются сосуды, идущие к плаценте, и питание ребенка, поступление кислорода к нему, несколько ограничивается. Поэтому важно, чтобы кровь во время схватки была насыщена достаточным количеством кислорода (а это достигается правильным дыханием).

Рекомендуется дома утром и вечером в постели совершать ритмические дыхательные движения и учиться глубоко дышать.

Второй прием – с ритмичным дыханием сочетать поглаживание нижней половины живота. Пальцы кистей располагают ниже пупка по средней линии. Движения совершают от центра, то есть от средней линии живота, кнаружи и кзади до уровня аксиллярной линии. Темп этих движений соответствует темпу нормального дыхания (16–18 раз в минуту); при учащенном дыхании темп движений ускоряется. В момент движения рук по животу от средней линии кнаружи делается вдох, в момент возвращения рук в исходное положение, то есть к средней линии – выдох. В возвратном движении кисти рук не касаются кожи живота.

При поглаживании пальцы охватывают живот веерообразно, постепенно передвигаясь от пупка к лобку. Беременной дают наставление о том, что по мере усиления схваток должны нарастать интенсивность поглаживания, увеличиваться охват участков кожи живота, а дыхание становиться более глубоким.

Это формулируется в виде такого наставления беременным: «По мере нарастания силы схваток – шире жест, глубже вдох».

Далее беременным дают понятие о зонах Снегирева – Геда, как о кожных метамерах внутренних органов. Им объясняют, что существуют участки кожи, связанные нервными путями с внутренними органами и поэтому реагирующие болью в ответ на раздражение в том или другом внутреннем органе. Так, раздражения нервных сплетений и нервных окончаний органов полости малого таза передаются по нервным путям в соответствующие участки спинного мозга, оттуда по чувствительным проводникам в головной мозг, а также и на нервные пути, связывающие данный отрезок спинного мозга с определенным участком кожи. Этим и объясняется то, что изменения, происходящие в каком-либо внутреннем органе, вызывают изменения чувствительности и в соответствующем участке кожи. Указанными путями тело матки связано с кожей нижних отделов живота, паховых областей, а шейка матки – с областью вокруг заднего прохода, наружными половыми органами, задне-верхними поверхностями бедер. Это и есть так называемые зоны Снегирева – Геда.

Указывают, что поглаживание снижает болевую чувствительность в результате воздействия на центральную нервную систему через нервные окончания кожи.

Третий прием. Когда схватки становятся частыми (через 2– 3 мин), нужно большими пальцами обеих рук придавливать «точки обезболивания»: а) спереди у передне-верхних остей подвздошных костей; б) сзади у наружных углов поясничного ромба. Передние точки надавливают большими пальцами, при этом ладони располагают вдоль бедер; задние точки прижимают, подкладывая кулаки под поясницу. С той же целью можно использовать плотный валик, подкладывая его под крестец. Лежа на нем, роженица как бы «прокатывает» на нем крестец и поясницу, плотно прижимаясь и скользя по валику вперед и назад. Приемы должны выполняться старательно.

Четвертая беседа заканчивается практическим занятием: обучением правильному выполнению приемов обезболивания, ибо важно, чтобы приемы были не только хорошо преподаны, но также хорошо разучены во всех деталях и многократно повторены беременными.

Само собою понятно (но это должно быть известно только врачу), что «приемы обезболивания» сами по себе не обезболивают. Однако правильное, систематическое, внимательное их применение создает в высших отделах центральной нервной системы роженицы определенные нейродинамические взаимоотношения. Неизбежные при всяких родах болевые раздражения при этом либо вовсе не воспринимаются, не «отбираются» корой мозга, как бы отвлеченной на другую деятельность, и тогда боли вовсе не возникают, либо, поступив в кору, занятую другой деятельностью, быстро угасают, в связи с чем сила боли уменьшается или боль вообще прекращается. Физиологически действие «приемов обезболивания» основано на законе внешнего торможения (по И. П. Павлову).

На пятом занятии беременных знакомят с физиологией второго и третьего периодов родов и обучают поведению во время этих периодов.

Снова напоминают беременной, что физическая работа никогда никому не причиняет боли, как бы трудна и продолжительна она ни была. Еще раз подчеркивают, что во втором периоде родов роженицы будут ощущать большое давление «на низ», которое обычно не переходит в боль. Силу этих ощущений может регулировать сама роженица, соблюдая все правила, преподанные ей на занятиях, и все указания, даваемые врачом и акушеркой во время родов. Напоминают, что второй, потужной, период родов требует от роженицы большого напряжения физических сил, поэтому расходовать их нужно экономно, а это зависит от самой роженицы: чем она будет спокойнее, внимательнее к своим «обязанностям», чем она будет дисциплинированней, выдержанней, тем лучше, правильнее, быстрее пройдет период изгнания и закончится рождением живого, здорового ребенка. Этот период длится недолго – 1–2 ч, часто и того меньше, и очень важно, чтобы роженица тужилась правильно. Излишние движения, беспорядочное дыхание, ненужные перемены положения на кровати, излишние разговоры, жалобы мешают правильной физической работе и затягивают окончание родов.

Нужно уверить беременную, что чем энергичнее потуги, тем быстрее она перестанет испытывать неприятные ощущения. Болей в потугах почти никогда не бывает. В связи с тем, что силу потуг можно увеличить и развить с помощью «вожжей», следует во время психопрофилактической подготовки закрепить в сознании беременной эту связь явлений: потуга – «вожжи» – усиление потуги – отсутствие боли. Таким образом, «вожжи» должны служить в родах средством действительного усиления потуги и способом «опосредствованного» внушения: «на вожжи» у беременной вырабатывается определенная, полезная условная связь. Очень важно внушить, что начало потуг и хорошее их развитие знаменует близкое, скорое окончание родов – рождение ребенка.

Во время пятого занятия беременных обучают следующим правилам поведения в самом конце первого (при полном раскрытии) и с начала второго периода родов. Роженица лежит на спине, во время схватки сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, охватывает руками колени и приводит (прижимает) их к животу таким образом, чтобы бедра касались боковых поверхностей живота. Этим достигается изменение угла наклонения таза и облегчается прохождение головки через вход в таз: роженица как бы «надевает» таз на головку плода; при этом совпадает ось тела плода с осью матки и проводной линией таза (прием Астринского – Микеладзе). Когда головка опустится на тазовое дно, роженица лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы плотно упираются в кровать. Верхняя часть туловища приподнята. Во время потуг роженица тянет «вожжи» на себя, делает глубокий вдох, прижимает подбородок к груди и тужится. В течение одной потуги рекомендуется совершить три вдоха и выдоха. Следует тренировать беременных в способности задерживать дыхание примерно на 20 с.
В момент прорезывания головки необходимо расслабить мышцы брюшного пресса и верхних конечностей. Для этого, по указанию акушерки – «не тужиться», «бросить вожжи»,– роженица должна сложить руки на груди, дышать открытым ртом часто и поверхностно. Этому приему следует обучать беременных на практике.

Далее нужно объяснить беременным, что для свободного и быстрого рождения туловища плода следует сразу же после рождения головки, по указанию акушерки, поднять ноги и привести бедра к животу, как в начале второго периода, для того чтобы изменить угол наклонения таза и облегчить прохождение плечиков. Этот прием имеет целью предупредить перелом ключицы рождающегося плода. Через несколько минут вновь, по указанию акушерки, надо опустить ноги.

В заключение беседы снова делается упор на то, что правильное и неболезненное течение родов в значительной степени зависит от того, насколько внимательно и умело она выполняет все приемы.

По основным «правилам поведения» во втором периоде родов тут же проводят тренировочные занятия (на кушетке).
На этом же занятии беременных коротко знакомят с течением последового периода, его продолжительностью и характером последовых схваток. Указывают, что этот период должен протекать при полном покое роженицы.

Необходимо подчеркнуть, что физические упражнения беременных для овладения правильным дыханием, правильным проведением потуг, положением тела в родах имеют большое значение. Помимо того, что эти упражнения полезны сами по себе, в процессе их выполнения легко образуются условные связи, сочетающиеся с представлением о физиологическом течении родов – физической и неболезненной работе. Поэтому физические упражнения в виде специально разработанных комплексов должны обязательно преподаваться беременным и проводиться в течение всей беременности. В настоящее время мы считаем необходимым при подготовке дополнительно проводить одно или даже два специальных занятия для разучивания и тренировки специализированной дыхательной и общей гимнастики беременных.

Заключительное, шестое занятие, посвящается теме «радость материнства». В то же время оно является повторением предыдущих.

На этом занятии материнство освещается как высокая и почетная задача каждой женщины, как большое событие в личной жизни, обогащающее ее новым, радостным содержанием. Проводится параллель между родовспоможением и, в частности, массовым обезболиванием родов в СССР, и ограниченными возможностями платного родовспоможения и дорогостоящего обезболивания в капиталистических странах. Беременных знакомят с указами правительства о помощи многодетным и одиноким матерям.

В конце занятия кратко перечисляют основные мероприятия по профилактике, необходимые для нормального течения послеродового периода: подготовка молочных желез, туалет сосков, мытье рук, своевременное опорожнение мочевого пузыря и кишечника, диета.

Наконец, врач дает беременным окончательное напутствие и еще раз подчеркивает возможность безболезненного течения предстоящих родов, залогом чего является проведенное обучение правильному и наилучшему выполнению предстоящего родового акта.

Как указывалось выше, после шестого занятия все беременные, не родившие в течение ближайших 5–6 дней, обязательно приглашаются не реже одного раза в неделю в консультацию на подкрепляющие дополнительные беседы.
Для правильного учета беременных, проходящих психопрофилактическую подготовку к родам в женской консультации, рекомендуется заводить специальные карты. В них заносятся: индивидуальный номер карточки беременной, фамилия, имя, отчество, возраст, адрес, число родов, абортов, краткие сведения о течении прошлых беременностей, краткий акушерский (и неврологический) статус, срок беременности, даты проводимых занятий и общее их количество, фамилия врача (акушерки),
проводившего занятия. После родов в эти же карты заносят сведения, полученные из акушерского стационара: краткие сведения о течении родового акта, длительности родов, весе и росте младенца и эффекте обезболивания.

В условиях объединения после последней беседы карту психопрофилактической подготовки передают в пропускник акушерского стационара. При поступлении роженицы ее вкладывают в историю родов. Врач акушерского стационара по указанной карте знакомится со степенью психопрофилактической подготовки к родам, проводит подкрепляющую беседу с роженицей, а после родов в эту же карту заносит указанные выше сведения, относящиеся к акушерскому стационару. После выписки родильницы карту передают обратно в женскую консультацию.

Там, где акушерский стационар не объединен с женской консультацией, о каждом проведенном по психопрофилактической подготовке занятии делают отметку в индивидуальной карте беременной, а итоговые данные – количество посещений, занятий, степень усвояемости преподанного – заносят в обменную карту. С этой обменной картой роженица поступает в акушерский стационар. Сведения о родах и результате   обезболивания   заносят в эту же карту.

Основные ошибки подготовки беременных по методу психопрофилактики болей в родах могут заключаться в следующем:

  • недостаточно глубокое изучение анамнеза;
  • недостаточная и методически неправильная подготовка;
  • отсутствие должной подготовленности персонала консультации и акушерского стационара (недостаточное знание основ учения И. П. Павлова, неумение доходчиво изложить содержание бесед, недоверие к методу со стороны   кого-либо из персонала);
  • сокращение числа бесед и большой промежуток времени (больше недели) от последней беседы до родов.

С роженицей, не прошедшей подготовки, следует постараться войти в контакт и провести беседу, указывая, что для беспокойства нет оснований; сообщить краткие сведения о родовом акте, о первом периоде родов, о приемах обезболивания в этом периоде, о поведении роженицы, подготовить ее к ответственному периоду изгнания, указав на необходимость сохранить силы и бодрость к этому периоду.

Все это создает совершенно необходимую преемственность между работой женской консультации, проводившей психопрофилактическую подготовку беременной, и акушерским стационаром.

В предродовой комнате и, тем более, в комнате для родов роженица должна все время находиться в поле зрения врача и акушерки. Мы настаиваем, чтобы в штате каждого акушерского стационара была акушерка или инструктор по обезболиванию, освобожденные от другой работы. Они должны следить за правильным поведением роженицы, своевременным применением «приемов обезболивания». Нужно решительно бороться с применением роженицей «преждевременных» потуг. Так как их появление нередко сигнализирует об осложнении течения первого периода родов (несоответствие таза и головки, неправильное вставление и т. д.), то при появлении таких ложных потуг необходимо немедленно произвести влагалищное исследование.

Следует объяснить, что каждая лечебно-диагностическая манипуляция, в том числе внутреннее исследование,– один из приемов, применяемых для правильного течения родов и их обезболивания, а также разъяснить самую сущность манипуляции, чтобы применение ее не пугало роженицу.

При выведении головки роженице также напоминают о правилах поведения, которым ее обучали в женской консультации.
Появление беспокойства или сколько-нибудь значительных болей у роженицы должно быть сигналом к анализу родового акта и непременному детальному, в том числе влагалищному исследованию роженицы. Пассивное ведение родов, неточность диагностики затягивают их, приводят к появлению или усилению болей и к прекращению действия усвоенных беременной приемов обезболивания.

Оценка эффективности психопрофилактической подготовки к родам

Оценивает эффективность психопрофилактической подготовки к родам вообще и обезболивания родов в частности врач, проводивший роды, тотчас же по окончании их. Если за время родов происходит смена дежурных врачей, то сменяющийся врач лишь подробно излагает в истории родов свои наблюдения о поведении роженицы и болеутоляющем эффекте психопрофилактической подготовки или медикаментозного обезболивания за время своего дежурства. Окончательно же оценивает эффект обезболивания врач, в присутствии которого роды закончились, на основании объективно наблюдаемых признаков поведения роженицы в отдельные моменты родового акта (спокойное, беспокойное, страдание на лице, стоны, крики), а также субъективных ощущений самой роженицы.

А. П. Николаевым предложена следующая схема оценки эффективности психопрофилактической подготовки.
А. Болеутоляющий эффект.
1. Полный (то есть достаточный по силе и продолжительности) на всем протяжении родов.
2. Частичный: а) достаточный по силе, но недостаточный по продолжительности; б) недостаточный по силе, но достаточный по продолжительности; в) недостаточный по силе и продолжительности.
3. Отрицательный (никакого облегчения).
Б. Дисциплинирующий эффект.
1. Отличное спокойное поведение на всем протяжении родов.
2. То же, но временно. Несколько беспокойное поведение, но контакт с персоналом сохранен.
3. Неудовлетворительное: двигательное беспокойство, крики, контакт потерян.

Психопрофилактический метод подготовки беременных к родам применяют повсеместно во всем Советском Союзе. Он широко распространен и за рубежом – в Болгарии, Чехословакии, Польше, ГДР, а также в ряде капиталистических стран – Франции, Алжире, Италии, Аргентине и др. При правильном, добросовестном, со знанием дела и любовью применении этого советского метода везде получены положительные результаты – полное или частичное, но достаточное обезболивание, отличное сознательное дисциплинированное поведение рожениц, заметное уменьшение числа таких осложнений беременности и родов, как поздние токсикозы, слабость родовой деятельности и затяжное течение родов, асфиксия плода, кровотечение в последовом периоде.

Такие результаты, как показывает опыт, вполне достижимы в любом акушерском стационаре или акушерском отделении больницы.

Более того, нужно признать, что психопрофилактический метод подготовки беременных к родам открыл перед советским акушерством не только пути уменьшения или устранения родовой боли, но также новые возможности управления родами и новый реальный и эффективный путь непрерывного подъема системы родовспоможения на еще большую высоту.


Читайте также:
Комментарии
Имя *:
Email *:
Код *: