Средства лечебной физической культуры
К средствам ЛФК относятся различные физические упражнения: гимнастические, прикладного типа (ходьба, бег, метания и т. д.) игры и спортивные упражнения, прогулки, терренкур (восхождение), экскурсии, туризм, естественные факторы природы (солнце, воздух и вода).
Главное место занимают гимнастические упражнения. Они способствуют правильному подбору и дозировке физических упражнений. Чаше всего применяют порядковые и строевые упражнения, которые организуют и дисциплинируют больных (построения, повороты, ходьба и т. д.). Применяются упражнения со снарядами (гантели, палки и т. д.).
Упражнения на сопротивление (с партнером), расслабление, корригирующие (исправляющие упражнения для выработки правильной осанки и исправления деформаций), дыхательные упражнения на снарядах.
Большое место в занятиях ЛФК уделяется дыхательным упражнениям. Они применяются при многих заболеваниях, особенно при болезнях органов дыхания и кровообращения.
Дыхательные упражнения подразделяются на статические (без движения рук, ног, туловища в состоянии покоя) и динамические. Различают дыхание брюшное или диафрагмальное, грудное и полное, глубокое или смешанное дыхание. Полное дыхание - дыхание с участием диафрагмы и всей грудной клетки.
Формы ЛФК
Приводим основные формы ЛФК:
- Гигиеническая гимнастика - комплекс общеукрепляющих упражнений для лежачих или ходячих больных (6-8 упражнений в течение 12-15 мин), подбирают группы с различными заболеваниями.
- Лечебная гимнастика - занятие для одного больного, чаще лежачего или для группы ходячих больных. Комплекс упражнений включает упражнения общетонизирующего воздействия на организм и специальные упражнения в зависимости от заболевания. Длительность занятия 10-50 мин. Можно проводить и самостоятельные занятия с больными, которые разучивают упражнения с инструктором и выполняют их под контролем медицинской сестры.
- Игры широко применяют на курортах, в санаториях и в детских учреждениях (волейбол, баскетбол, настольный теннис и др.).
- Массовые формы физической культуры: дозированная ходьба, прогулки, экскурсии, ближний туризм, ходьба на лыжах, гребля и т. п.
Занятие лечебной гимнастикой состоит из 3 частей:
- вводной, которая включает упражнения, подготавливающие больного для выполнения различных специальных упражнений при проведении основной части занятия;
- основной, которая включает упражнения общеукрепляющего и специального характера, она решает задачу общего воздействия на организм больного и на поврежденный орган (восстановление подвижности сустава после повреждения и т. п.) и занимает 50-70% всей длительности занятия;
- заключительная, которая включает упражнения, снижающие нагрузку основной части.
Основным требованием занятий ЛФК является соответствие нагрузки состоянию и возможностям больного, исходя из клинической картины заболевания.
Используют принцип рассеивания нагрузки, т. е. поочередно упражняют различные группы мышц (руки, ноги, туловище, дыхательные упражнения и т. д.). Нагрузку можно регулировать темпом и амплитудой движений, исходным положением, частотой и количеством повторений упражнения, чередованием упражнений на напряжение и расслабление мышц. Применяют и дыхательные упражнения, ведущие к снижению нагрузки.
Физиологическая картина - кривая изменения частоты пульса при проведении занятий.
Она показывает нагрузку, которую получает больной в разных частях занятия. Обычно кривая постепенно повышается в вводном разделе, достигает максимума подъема в основном разделе, имея многовершинный вид, снижаясь в заключительном разделе.
Увеличение частоты пульса не должно быть больше 50% ее исходного состояния.
Плотность занятия лечебной гимнастики определяется отношением длительности выполнения упражнений к длительности всего занятия (выражаются в процентах). Она зависит от длительности перерывов между упражнениями и обычно равна 10-12, реже 20-25%.
Общепедагогические принципы ЛФК
Методика ЛФК основана на следующих педагогических принципах: 1) сознательном отношении больного к выполнению физических упражнений, которое ведет к повышению лечебного эффекта; 2) активном отношении к занятиям; 3) наглядности (показ больному упражнений с объяснением их и последующим воспроизведением больным необходимых упражнений); 4) доступности (упражнения подбирают с учетом уровня физической подготовки и клинического состояния больного); 5) систематичности (занятия проводят регулярно, постепенно повышая нагрузку, давая упражнения от простых к сложным).
Инструктор должен проводить новые упражнения только после усвоения предыдущих, постепенно повышать нагрузку, вызывая активный интерес у больного к занятиям и проводить их регулярно. При выполнении предложенных произвольных движений больной должен быть активен.
Различают 3 периода в занятии ЛФК с больным:
- вводный, когда инструктор знакомится с больным, изучает реакцию его на предложенный комплекс, в этом периоде применяют элементарные физические упражнения;
- основной, или тренировочный, когда в зависимости от характера заболевания и состояния больного дают максимально допустимую нагрузку, осуществляют тренировку больного;
- заключительный, когда готовят больного к выписке, а поэтому проводят упражнения, которые приспосабливают больного к домашней среде и работе, разучивают комплекс для самостоятельных занятий, вырабатывают навык самостоятельного обслуживания себя, что необходимо в домашних условиях.
В лечебных учреждениях установлены 3 режима для больных:
- постельный, когда больной не может встать или ему это запрещено;
- полупостельный, когда больному разрешается вставать на некоторое время (в остальное время больной лежит);
- свободный, когда больной ложится только для сна и дневного отдыха.